История АА

«Религиозный опыт», описанный Юнгом, был ключевым в понимании Оксфордской группы. Их философия выделяла также самоанализ, исповедь, возмещение ущерба и служение — принципы, которые позднее были вплетены в ткань программы выздоровления АА.
В Оксфордской группе Роланд приобрел некоторые навыки, временно освободившие его от стремления к пьянству. Однако, данного опыта оказалось недостаточно для продолжительной трезвости.
Роланд поделился новообретеным «способом излечения» со своим другом Эбби Т., который из-за алкоголизма был на грани лишения права на дееспособность, Эбби согласился с тем, что наравне с опытом общения религия есть единственная надежда, и вступил в Оксфордскую группу. Затем Эбби обратился к Биллу В., поделившись своим открытием с самым «безнадежным алкоголиком», которого он знал.
Вот как Билл рассказывал потом эту историю: «Эбби услышал, что его старый собутыльник переживает трудные времена из-за пьянства. Позвонив, он пришел ко мне. Он был трезвым. Я давно не слышал о том, чтобы Эбби был «сухим», но, тем не менее: Несмотря на алкогольный туман в голове, я почувствовал в нем какие-то изменения. Я пригласил его в дом. Он сел за стол, и я протянул ему стакан джина.
— Спасибо, мне не надо. Я не пью, — сказал Эбби.
— Не пьешь? Почему? Подзавязал?
— Нет, не это. Просто я не пью.
Я настаивал, как мог и, наконец выпалил: «Что с тобой, Эбби?»
— Понимаешь, ответил он, дружелюбно улыбаясь, — я обрел религию.
Эбби рассказал о своем «духовном пробуждении» в Оксфордской группе. Хотя я не совсем уловил это во время первой встречи в ноябре 1934 года, но был в достаточной мере поражен переменой, происшедшей с моим другом. Следовало обдумать это дело, обдумать достаточно хорошо и посетить собрание группы, чтобы узнать о ней самому. Хотя по прибытии на группу я и был пьян, собрание на меня подействовало. Впоследствии я понял, что не чувствовал потребности выпить в течение нескольких дней, не считая незначительных количеств алкоголя, необходимых для снятия похмелья. Заинтересовавшись, я решил, что необходимо «подсушить» мозг и полностью изучить это дело с «религиозным опытом». Дело в том, что я был совсем невосприимчив к любым положениям, которые не считал «рациональными». Я испытывал стойкое отвращение к любым абсолютным понятиям, а Оксфордская группа придерживалась четырех «абсолютных» принципов в качестве необходимых условий излечения: абсолютная честность, абсолютная чистота, абсолютное отсутствие эгоизма и абсолютная любовь.
Осуществляя свое решение, Билл добровольно ложится в госпиталь Чальза Б. Таунса, учреждение для лечения алкоголизма в Нью-Йорке. Это было его последним визитом в заведение подобного рода. Четыре раза с 1933 по 1934 год Билл находился в стационаре под наблюдением доктора Вильяма Д. Силкворта, который был известен, как «маленький доктор, который любит пьяных». Силкворт, по образованию психиатр, объяснял Биллу, что алкоголизм — это аллергия организма к спиртному и в то же время психическая одержимость им.
Основываясь на большом опыте лечения (более 50-ти тысяч алкоголиков), доктор Силкворт был убежден в том, что алкоголизм является не простым пророком или привычкой, что это стремление — патологическая тяга, заболевание. Он считал, что алкоголик «безнадежен». Навязчивое состояние сознания обрекает на смерть.
Без полного психического изменения, объяснял доктор Силкворт Биллу и его многострадальной жене Ло, надежды на выздоровление нет. До тех пор, пока Билл не научится трезво относиться к своему навязчивому стремлению, ему необходимо жить взаперти, в противном случае — или сумасшествие, или смерть.
Эбби навестил Билла в больнице, напомнив ему о необходимости признания перед самим собой бессилия перед алкоголем, и предложил выход из тупика через религию. Почувствовав неприятие Биллом любого упоминания о Боге, Эбби изменил терминологию на понятие Высшей Силы. Даже находясь в алкогольной мгле, Билл понимал необходимость выбора между смертью или пожизненным заточением в психическую больницу и «зависимостью» от такого иррационального понятия, как религия.
Размышление о необходимости выбора привели Билла в подавленное состояние, которое он впоследствии сравнит с «опусканием на дно».
Его неприятие было слишком основательным, чтобы согласиться с утверждениями своего доктора и действовать согласно им. В то же время он не мог бездумно отмахнуться от рассуждений Эбби, поскольку тот, обладая «алкогольным авторитетом», сам, изнутри пришел к размышлению безнадежной проблемы.
Отчаяние Билла было столь велико, что он решил испробовать все, что можно, — вплоть до препоручение собственной воли Силе, более могущественной, чем он сам и его алкоголизм. Что из этого вышло, Билл опишет через тридцать лет. Философия Оксфордской Группы оказала огромное влияние на программу и цели АА, а сам Билл на всю жизнь установил дружеские отношения с одним из ведущих представителей Группы — преподобным Самуэлем Шумейкером.
К сожалению, хотя Эбби первым сделал Двенадцатый Шаг, ему предстояло еще несколько тяжелых лет пьянства. Он умер через несколько месяцев после своей последней выпивки, когда у Билла был тридцать один год трезвости. Тот факт, что Билл называл этого человека своим спонсором, подчеркивает особое смирение извечной таинственной связи между алкоголиками, которые остаются трезвыми, и теми, кто еще борется со своим недугом. Это также доказывает, что в АА нет иерархии и нет иммунитета к алкоголизму, но есть надежда, так как в конце концов трезвость Эбби не уступала в качестве трезвости Билла и доктора Боба, как и трезвости сотен тысяч других людей, которым помогает АА.
Из своих ранних попыток вытрезвления Билл скоро сделал вывод, что преодоление навязчивого стремления происходит менее болезненно при общении людей, решающих ту же проблему. Даже если они не приходили к идее полного выздоровления, им становилось лучше.
Доктор Силкворт, внимательно наблюдая за деятельностью Билла, как-то сказал ему: «Вы ставите телегу впереди лошади. Прежде всего надо сбить спесь с этих людей. Сначала как можно более сурово преподнесите им медицинскую сторону этого дела. Расскажите, как одержимость, вынуждающая их пить, и физическая аллергия организма на алкоголь обрекают их на сумасшествие или смерть, если они не остановятся. Когда один алкоголик поговорит об этом с другим, это может помочь разрушению в них подавляющего разум самомнения».
Эта беседа с доктором Силквортом случилась незадолго до встречи Билла с доктором Бобом и была еще одним удачным совпадением, которым так богата история АА. Если бы Билл занимался проповедями перед доктором Бобом, вместо того, чтобы, следуя совету Силкворта, изложить медицинскую сторону дела, доктор Боб, вполне возможно, отверг бы его. Если бы Билл не признал того факта, что Боб необходим ему так же, как он Бобу, то возможно, доктор Боб не обратил бы на Билла никакого внимания.
Как позднее вспоминал доктор Боб, именно это странное заявление благодарности от Билла, его желание иметь рядом другого алкоголика для того, чтобы добиться собственной трезвости, позволило ему преодолеть собственную настороженность и прислушаться.
После того как Билл рассказал о своем общении с другими алкоголиками, доктор Боб понял, почему Биллу удается оставаться трезвым, а ему нет. Это происходило благодаря тому, что Билл признал необходимость протянуть руку и передать свое послание другим алкоголикам с тем, чтобы получить собственную трезвость.
Из этого визита доктор Боб сделал вывод, что трезвость возможна и для него. В результате постоянного общения с Биллом ему в течение нескольких недель удавалось оставаться трезвым. Затем доктор Боб отправился один на медицинский симпозиум в другой город и напился. Возвратившись домой, 10 июня 1935 года он выпил в последний раз. По иронии судьбы это было пиво, которое ему дал Билл, чтобы унять дрожь в руках перед предстоящей операцией.
Теперь доктор Боб был уверен в своем пути. После операции он обратился к своим коллегам, пациентам, кредиторам и другим людям с открытым признанием своего алкоголизма и намерением достичь трезвости, устроить свои дела надлежащим образом.
С этого дня, официальной даты создания АА, Билл В. и доктор Боб посвятили себя обращению к другим алкоголикам. Они были полностью убеждены в необходимости поступать так для своей собственной трезвости, и они убеждали в этом других алкоголиков.
Тогда это были предварительные идеи, ставшие первоначальной программой АА:
признание безнадежности состояния алкоголика;
вера в необходимость достигнуть «дна», поскольку духовное «обращение» или изменение психики не произойдут до тех пор, пока не будут достигнута крайняя степень отчаяния;
вера в то, что «обращение» необходимо для долговременной трезвости;
убеждение в том, что личность должна перейти от разрушительной концентрации внимания на себя к активному взаимодействию с другими людьми.