1991 год -Отказ от символики АА (круг с вписанным в него треугольником), поскольку по нормам международного права нельзя было монопольно использовать этот знак, что, в свою очередь, грозило использованием символики Сообщества АА в других целях.
1992 год -Бюро Всемирного Обслуживания АА (GSO) проводит очередное анкетирование членов Сообщества, в котором приняло участие свыше 6500 членов АА США и Канады. Полученные данные таковы: 35% участников АА — женщины, 65% — мужчины, 35% анкетированных имеют ремиссию свыше 5 лет, 34% — от 1 года до 5 лет, 31% — менее года. 34% членов АА попали в его ряды через знакомого участника АА, 27% были направлены туда врачами. Лишь 2% стали членами Сообщества благодаря средствам массовой информации (газеты, радио, телевидение). Самую большую группу составляют лица в возрасте от 31 до 40 лет (32%) и в возрасте от 41 до 50 (25%). Лица моложе 21 года и старше 70 лет составили по 2% анкетированных. Средний возраст члена АА составил 42 года. 78% имели наставников. До момента своего членства в АА 63% анкетированных прошли курс терапии в наркологических больницах.
1995 год -Сообщество АА насчитывает свыше 2 млн. членов, работает в 141 стране.
В Сан-Диего (США) проходит юбилейный X Международный сьезд АА, в котором принимает участие 70 тысяч человек.
Рождение АА (из истории движения АА)
Один великий философ сказал о сущности человеческой жизни так: «Работать, любить, быть необходимым». Последнее требование, пожалуй, нигде не выражено столь ярко, как феномене АА. Именно этому условию обязано Сообщество успехом в преодолении самого коварного и смертельного заболевания из известных человеку.
АА зародилось весной 1935 года. Билл В., нью-йоркский биржевой брокер, к этому времени не пил пять месяцев. Он находился в отеле города Акрон, штат Огайо, куда прибыл по делам. Впоследствии Билл так описал случай, определивший его дальнейшую судьбу и сыгравший немаловажную роль в жизни миллионов людей. «Я спустился в вестибюль и подошёл к дверям бара. «Пожалуй, можно зайти и выпить», — подумал я про себя. «Вот оно, то самое «рациональное» мышление, — вспомнил я. — Все мои усилия останутся тщетны, если я не помогу другим, как помогли мне. Если я хочу спасти себя, я должен немедленно найти в этом городе другого алкоголика».
Билл наугад выбрал из справочника по местным церквам фамилию священника, надеясь с его помощью узнать адрес алкоголика, нуждающегося в поддержке.
Так началась удивительная программа, которую мы знаем, как Программу Двенадцати Шагов Анонимных Алкоголиков. Началом ее Билл считает момент, когда он смог произнести: «Мне нужен другой алкоголик». Случилось это 11 мая 1935 года в субботу.
Генриетте Сиберлинг позвонил совершенно незнакомый человек. «Я из Оксфордской группы, — представился Билл. — Я пьяница из Нью — Йорка».
Генриетта попыталась устроить ему встречу с доктором Бобом, доктор в тот день был слишком пьян. Знаменательная встреча состоялась на следующий день вечером. Вот как рассказывает об этом сам доктор Боб.
«Несмотря на отвратительное самочувствие, желая остаться вежливым, я сказал жене: «Ладно, давай зайдем», — и заручился ее обещанием не задерживаться больше пятнадцати минут. Мы вошли в дом ровно в пять часов вечера, а когда уходили, было без пятнадцати двенадцать».
Доктор Боб также был членом Оксфордской группы, евангелистской организации. О своей деятельности в ней он рассказывал: «Я уделил всему этому массу времени и сил в течение двух с половиной лет, но по-прежнему напивался каждый вечер. Я читал все, что только мог найти, и говорил со всеми, кто как мне казалось, мог что-либо знать». Но вернемся к его первой встрече с Биллом. Доктор Боб так продолжает свой рассказ: «Это был человек, который пережил многие годы ужасного пьянства, который знал все мыслимое, что только может пережить пьяница, и который вылечился тем самым способом, которым я пытался овладеть, то есть с помощью духовности. Он сообщил мне сведения об алкоголизме, которые вне всяких сомнений оказались полезными.
Но гораздо более важное значение имел тот факт, что я впервые встретился с человеком, знавшим по личному опыту то, что он говорил об алкоголизме. Иными словами, он говорил на моем языке».
Доктор Боб рассказал Биллу историю своей жизни в надежде, что тот поймет его и поможет избавиться от лежавшего на нем ужасного проклятия. И Билл понял, понял так, как может понять только алкоголик алкоголика. Впервые в жизни доктор Боб не чувствовал себя одиноким в своей болезни. Ожидая, что Билл станет читать ему лекции, давать непрошеные советы, он удивился, когда Билл сообщил ему: «Мне нужен был другой алкоголик, вероятно, ты был мне нужен гораздо больше, чем я когда-либо буду нужен тебе. Так, что спасибо за то, что выслушал меня. Сейчас я знаю, что не выпью, и благодарен тебе за это».
Почти одновременно они поняли, что единственным способом для них оставаться трезвыми будут разговоры с другими алкоголиками о своей общей беде.
Для того, чтобы понять АА, необходимо сделать некоторое отступление и вернуться во время, предшествующее общепризнанному моменту сознания Сообщества, когда Билл и доктор Боб поняли благотворность общения друг с другом. История АА представляет собой ряд невероятных, но необходимых событий, совпадающих таким образом, что кажутся предопределенными. В деятельность и не руководили Сообществом, как какой-нибудь деловой или общественной организацией. Со своего «непредсказуемого начала» оно всегда было живущим, развивающимся организмом — организацией без иерархий, списков членов или взносов. Это было чудом, родившимся в сердцах двух безнадежных пьяниц, которым никто не мог помочь и которые обрели надежду, обратившись друг к другу за помощью. История этой программы — эта история нужных людей, на нужном месте, в нужное время. Началась она за несколько лет до зарождения трезвости Билла и доктора Боба.
Итак, по мнению Билла первое звено в цепи событий, приведших к сознанию АА, было выковано в поисках трезвости другим алкоголиком. Молодой, состоятельный финансист Роланд Х., перепробовавший все доступные ему медицинские средства лечения алкоголизма, в конце отчаявшись, отправился в Цюрих (Швейцария), к великому психиатру того времени доктору Карлу Густаву Юнгу.
После года лечения Роланд уехал от доктора с полным, как он считал, пониманием самого себя, своей беды и способов защиты. Он думал, что излечился, но через короткое время снова напился и вернулся в Цюрих. Доктор Юнг рассказал Роланду о двух основных принципиальных особенностях этого заболевания — принципах, которые стали основополагающими для АА. Юнг полагал, что алкоголик является «безнадежным» с точки зрения медицинского и психиатрического лечения , а надежда на выздоровление кроется в «глубоком духовном или религиозном опыте» (странная мысль для психиатра 20-х годов).
Когда в 1961 году Билл написал Юнгу, интересуясь историей о Роланде, доктор подробно объяснил, что он имел в виду. «То, о чем я размышлял, было результатом многочисленных опытов общения с людьми такого рода. Его страстное стремление к алкоголю являлось эквивалентом (на подсознательном уровне) нашей духовной жажды целостности, которая в средние века выражалась понятием «союз с Богом». Как можно сформулировать такое понятие в наши дни, чтобы оно было ясным? Единственно верным и правильным путем к такому опыту является то, что это действительно происходит с вами только тогда, когда вы идете по пути высшего восприятия. К этой цели вы можете идти через откровение свыше, или через личное и честное общение с другими, или через духовное воспитание разума, выходящее за пределы простого рационализма». Узнав об этом от Юнга, Роланд стал членом Оксфордской группы, к которой впоследствии примкнули и Билл с доктором Бобом.